«Вектор мастерства» определили в ГИТРе

 «Вектор мастерства» — так называлось ток-шоу, прошедшее в Институте кино и телевидения (ГИТР) в минувшую среду. Проект реализовывался совместно с Лигой преподавателей Высшей школы при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Фонда президентских грантов в рамках проекта Школа академического наставничества и сотворчества ШАНС. А спикерами программы стали специалисты, которые знают о наставничестве всё!

Ток-шоу было разделено на три части: Академическое наставничество и проект «ШАНС»; Стратегические планы, перспективы и проблемы академического наставничества; Наставничество глазами участников образовательного процесса.

Академическое наставничество и проект «ШАНС»

Для начала ведущие Полина Ледяева и Артем Николаев совместно со спикерами разобрались в значении термина. Итак, «академическое наставничество» — это процесс, в ходе которого опытный преподаватель помогает ученику достичь поставленных целей в проектах или в профессии в целом. Помощь заключается не только в изложении теоретических знаний, но и в передаче опыта на примерах собственных ошибок или достижений.

«Каждый из нас не раз вспоминал своих наставников, которые вели и помогали на протяжении всей жизни. Наставники – это чаще всего и есть преподаватели, которых мы встречаем в начале нашего пути, и которые потом сопровождают нас на всех этапах жизни. Для многих наставник – это отец или мать, бабушка или дедушка. Наставник не всегда один: всё зависит от жизненного этапа», такое мнение высказала Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования РФ.

Замминистра дополнил Владимир Татаринов, советник генерального директора Фонда президентских грантов: «Наставничество есть везде, во всех сферах нашей жизни».

Произнося слово «наставник», сразу представляешь убелённого сединой профессора. Это устаревший штамп. «Наставничество – это не про возраст, а про компетенции», считает Елена Ляпунцова, руководитель «Лиги Преподавателей Высшей Школы» и проекта Школа академического наставничества и сотворчества (ШАНС).

Сейчас активно проводятся программы по привлечению молодых специалистов на работу в ВУЗы и в проекты наставничества. В этом активно помогает Школа академического наставничества и сотворчества. Цель простая – собрать обширную академическую наставническую базу. Например, за этот год планируется обучить 200 наставников. Как пошутила Ляпунцова: «Шанс» нужен, чтобы дать шанс».

Ведущие вместе с гостями отметили, что в последнее время тема наставничества стала очень популярна. Ведь квалифицированная поддержка от педагогов может решить проблему взаимопонимания поколений в самых разных профессиях.

«С одной стороны наставничество – это часть преподавания, а с другой это переходный мостик в практическую деятельность», — Юлия Белозерова как никто другой разбирается в прививании практических навыков. Она заведует кафедрой продюсерского мастерства Института кино и телевидения (ГИТР), а, следовательно, формирует знания и навыки будущих профессионалов.

Главным вопросом блока стала тема привлечения новых специалистов. Многие не готовы делиться опытом из-за страха быть неуслышанными или непонятыми. Для решения этой проблемы нужно вводить наставничество ещё в школе, чтобы студенты или старшеклассники наставляли младших и учились просвещать и наставлять.

«Лучшая мотивация для того, чтобы стать наставником – это личный пример и та реакция, которую получаешь от наставляемого», подвела итог заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова.

Стратегические планы, перспективы и проблемы академического наставничества

Во втором блоке ведущие напомнили, что прошлый год был годом педагога и наставника, а  нынешний объявлен годом семьи. Семья же – первый и главный наставник. 

«Семейное воспитание – сложный процесс, и, конечно же, ребенок воспринимает те установки, которые закладывает взрослый», — такое мнение высказала Татьяна Ларионова, депутат Государственной Думы, член Комитета ГД по вопросам семьи.

Маргарита Филатова–Сафронова, заведующая лабораторией «Технологии инклюзивного образования» в реализации проекта «Человек экологичный», представила результаты уникального исследования. Среди студентов были проведены соцопросы. Главная цель: выяснить – какую роль родители играют в выборе ребёнком профессии? Оказалось, что большая часть родителей выступает в роли наставников для своих детей. 

«Детям наиболее важны такие слова родителей, как «поддерживать», «помогать», «слушать», «знать», «понимать», рассказала Маргарита Филатова–Сафронова.

А Елена Приступа, директор Института развития, здоровья и адаптации ребенка, профессор Института педагогики и психологии МПГУ посоветовала — с чего нужно начинать педагогам работу с детьми, заинтересованными наукой: «Главная задача определить интересы и мотивации, которые есть у учеников».

Следующей темой обсуждения стало привлечение педагогов из-за рубежа, для обучения наставников в России. Александр Горбатов, председатель комитета по образованию и науке Ассоциации «Деловой Центр экономического развития СНГ» уверен: иностранцы не смогут научить наставничеству российских педагогов.

Профессор был категоричен: «Наставничество – это образовательная среда, и иностранные преподаватели, на данный момент, у нас не приживутся.

Российские педагоги не только разбирают прочитанный учениками материал, но и растолковывают каждое слово, если нужно». При этом привлечение иностранных студентов Горбатов назвал приоритетом госполитики. С ним солидарна депутат Госдумы, член комитета по науке и высшему образованию Ольга Пилипенко:

«Прием иностранных студентов важен нам. Это мягкая сила. Стать обладателем нашего менталитета иностранный человек не сможет, но немножечко понять, как устроена Россия, узнать историю, язык, великих личностей могут. А приезжая к себе на родину, и рассказывая про свой заграничный опыт, они продвигают нашу страну».

За время ток-шоу спикеры рассказывали и о своих наставниках, о людях, которые их поддерживали и формировали. Поделился своим опытом и Альберт Сарбалаев, председатель Высшего координационного совета Всероссийской общественной организации «Содружество выпускников детских домов «Дети всей страны». Молодой специалист на руководящей должности как никто нуждается в совете и напутствии: «Вокруг меня очень много коллег, которые становятся моими наставниками. Своими советами и примерами из личного опыта они подсказывают как лучше и правильнее выстраивать политику формирования молодых граждан».

Наставничество глазами участников образовательного процесса

В заключительном блоке программы было сформулировано резюме: наставничество – это главное направление в образовательном процессе. Квинтэссенция коммуникации «педагог – ученик».

«Наставничество – долгий процесс. Главное — помочь наставляемым сделать следующий шаг в незнакомой  среде», подчеркнула Ирина Шарова, доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Евгений Лисиченко, исполнительный директор ООО «Интерактивные технологии и решения в образовании и науке» считает, что «Самое главное в наставничестве – это желание успеха другим».

«Наставник – это человек, который должен раскрыть новое и особенное в наставляемом», подвел итог ток-шоу Ярослав Судьев, воспитатель, педагог дополнительного образования.

Все спикеры были единодушны: наставничество — это направление, которое необходимо развивать. Без этого страна не получит нужного количества квалифицированных кадров.

Автор текста — Анастасия Ермакова, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ31)

Авторы фото — Алексей Козлов и Жаныбек Асамбаев,

операторский факультет ГИТР (группа ДО3)

—-