10 сентября на острове Лидо завершился 79 Венецианский кинофестиваль. Лучшим фильмом основного конкурса признали американскую документальную ленту о фотографе и активистке Нэн Голдин «Вся красота и кровопролитие» Лоры Пойтрас. Это второй раз в истории смотра, когда неигровой фильм удостоился Золотого льва, первый – «Священная римская кольцевая» – почти десятилетие назад (в 2013).
Лора Пойтрас к тому же стала третьей подряд женщиной-режиссером, получившей главный приз в Венеции, после недавних триумфов Хлои Чжао за «Землю кочевников» и Одри Диван за «Происшествие».
За призы основного конкурса боролись 23 ленты, лауреатов в каждой категории объявляла председатель жюри американская актриса Джулианна Мур. На торжественной церемонии в золотом свете софитов (и под пристальным взором статуи золотого льва в зрительном зале) не раз звучали слова о справедливости и свободе. Поэтому вполне логично, что в качестве жеста солидарности и поддержки одну из наград – Специальный приз жюри – получил отбывающий срок в тюрьме иранский режиссер Джафар Панахи за киноработу «Нет медведей» – фильм-протест.
В благодарственной речи Пойтрас также упомянула иранского режиссера: «Мой фильм рассказывает о борьбе американского фотографа Нэн Голдин с семьей Саклер, владельцем фармацевтической компании Purdue Pharma, ответственной за опиоидную эпидемию в США. Я не встречала никого в своей жизни, обладающего такой исключительной храбростью, как она. Посвящаю награду Нэн Голдин, вдохновившей меня на фильм и продолжающей вдохновлять по сей день, а также журналистам и кинематографистам, таким как Джафар Панахи, которые рискуют всем ради творчества».
Свой приз – Серебряного льва за лучшую режиссуру фильма «Целиком и полностью» – посвятил Панахи и всем арестованным кинематографистам и Лука Гуаданьино. Премию Марчелло Мастроянни как лучшая молодая актриса получила Тейлор Рассел, исполнившая в «Целиком и полностью» главную роль.
Несколько наград забрал также фильм «Инишеринские Банши» Мартина МакДоны: за Лучший сценарий и Лучшую мужскую роль. Колин Фаррелл, убедительно исполнивший несвойственную для него роль – добродушного деревенского жителя, опустошенного отчуждением своего лучшего друга, – не смог присутствовать на церемонии лично и поприветствовал собравшихся по видеосвязи.
МакДона ранее получил награду в этой же категории – за лучший сценарий – в 2017 году за фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».
Лучшей актрисой ожидаемо признали Кейт Бланшетт, блиставшую в фильме режиссера Тодда Филда «Тар» в роли главного дирижера Берлинской филармонии. Картина «со всеми своими достоинствами и недостатками держится на актерской игре Кейт Бланшетт», и, по признанию режиссера, сценарий был написан исключительно под актрису.
Особенно стоит отметить французскую ленту «Сент-Омер» Алис Диоп, получившую Гран-при жюри. Социальная драма рассказывает историю современной Медеи – молодой женщины, которая обвиняется в убийстве 15-месячной дочери. Фильм также удостоился приза за Лучший дебют имени Луиджи де Лаурентиса.
В конце церемонии президент фестиваля Роберто Чикутто, объявляя о закрытии киносмотра этого года, пошутил: «Хочу, чтобы все помнили, что Венецианскому фестивалю в 2022 году исполнилось 90 лет, пусть вас не смущает цифра 79 в названии».
Лауреаты 79 Венецианского международного кинофестиваля
—