ПрофиСинема подводит итоги десятилетия российской кинематографии

Охарактеризовать, каким стало второе десятилетие XXI века для российской киноиндустрии, однозначно невозможно — воодушевляющее начало, интригующая кульминация и драматичный, сбивающий с ног финал. Предлагаем вместе с нами вспомнить, какие основные события и новости подарили нам эти 10 лет, какие тенденции в них прослеживались и какой в итоге предстала перед нами отрасль в конце високосного, трудного для всех 2020 года. Помимо потрясений, которые преподнесли киноиндустрии десятые годы, были и невосполнимые потери — за этот период ушли из жизни великие режиссеры Алексей ГерманАлексей БалабановПетр ТодоровскийКира Муратова, и с ними ушла эпоха.

Это десятилетие отметилось целой россыпью отечественных блокбастеров, в то время как прошлое могло похвастаться если только двумя «Дозорами». Стало понятно, что аудитория может и хочет ходить на российские масштабные новинки: зрителей, посмотревших «Холопа» и «Движение вверх» в России было больше, чем тех, кто пошел на «Короля Льва» и «Мстителей: Финал». В отечественном прокате все чаще появляются российские фильмы-миллиардники, которые уверенно обгоняют голливудские блокбастеры.

Важнейшим событием последних десяти лет стал окончательный переход на цифровые технологии, пленка теперь вошла в историю. А такой формат, как 3D, пережил взлет (расцвет пришелся на начало 2010-х) и падение в одно десятилетие. С каждым годом трехмерных кинорелизов становилось все меньше, спрос на некогда популярный формат сошел на нет к концу периода.

Значимой тенденцией, свойственной как для глобальной, так и российской индустрии, стало окончательное установление «мирового господства» сериалов, которые захватили не только зрителя, но и творцов — список имен известных «киношных» режиссеров со временем пополняется. Приход известных кинорежиссеров в сериальное производство можно объяснить значительным увеличением бюджетов сериальных проектов, некоторые из которых производят эксклюзивно для стриминговых платформ.

В последние несколько лет активно развивается региональный кинематограф. Еще десять лет назад картины местных кинематографистов были известны разве что узкому кругу специалистов, теперь они становятся лауреатами престижных кинофестивалей и заслуживают любовь зрителей. Но пока на общероссийском уровне судьба региональных фильмов на фестивалях складывается успешнее, нежели в прокате.

Другой тренд мирового кинематографа — развитие женского кино. Процент фильмов, снятых женщинами-режиссерами, растет как в прокате, так и в конкурсах мировых и национальных киносмотров. Этот тренд находит поддержку у киносообщества, и год за годом получает бОльший вес в отечественном кинематографе. Про женское присутствие можно говорить и в контексте интеграции в управленческие структуры в киноиндустрии.

Стоит отметить, что с годами отечественный контент качественно меняется, и если раньше российские компании приезжали на международные кинорынки в основном в качестве закупщиков иностранного контента, то сейчас чаще как экспортеры. Изменилось и отношение государства к продвижению российского кино во всем мире — в течение последнего десятилетия формировалась система государственной поддержки отрасли на международной арене.

Заметным явлением в отечественной киноиндустрии стала серьезная консолидация отрасли — в течение 10 лет появилось несколько влиятельных профессиальных организаций, которые наглядно продемонстрировали зрелость российской кинематографии.

Окончание десятилетия было непредсказуемым и напомнило фильм-катастрофу, когда зрителю по ходу сюжета постоянно приходится зажмуривать глаза и судорожно вжиматься в кресло с надеждой, что все в итоге закончится хорошо. Пандемия коронавируса оказала огромное влияние на киноиндустрию, ускорив уже происходящие в ней процессы, включая рост и развитие VOD-платформ.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

———