Книжная полка ГИТР: монтаж не только в компьютерном классе

В сегодняшнем выпуске нашей рубрики мы расскажем о трех книгах, которые научат вас как основам монтажа, так и некоторым хитростям, которые связаны с ним. 

«TV Монтаж» — Н. И. Утилова

Особое место в книге автор уделяет вопросам, связанным с использованием построения звуковой партитуры, цвета, композиции кадра, составляющих единое целое и объединенных темпоритмическим решением при помощи монтажного построения. Очень интересная книга для всех, кто хочет научиться делать действительно качественный продукт на пост-продакшене. 

«Монтаж: телевидение, видео, кино» — А. Г. Соколов

Это вторая часть учебника по монтажу для студентов телевизионнных и киновузов, курсов повышения квалификации и учащихся специализированных лицеев, для начинающих режиссеров, режиссеров-монтажеров, операторов и режиссеров-мультипликаторов. Во вторую часть вошли три раздела: организация творческого процесса монтажа, внутрикадровый монтаж, монтаж звука и звукозрительный монтаж. Впервые в учебной литературе внутрикадровый монтаж изложен столь глубоко и подробно. В книге более 50 рисунков, схем и таблиц, иллюстрирующих принципы и приемы монтажа. Автор достаточно просто и доходчиво объясняет творческие приемы съемок и монтажа в экранном творчестве.

«Монтаж» — С.М. Эйзенштейн

Сергей Михайлович Эйзенштейн — советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Профессор ВГИКа, заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения, лауреат двух Сталинских премий первой степени. Автор фундаментальных работ по теории кинематографа.

В этой небольшой книжке собраны основные высказывания С. М. Эйзенштейна о монтаже. Она рассчитана на студентов режиссерского факультета, но будет и полезна для киноведов, операторов, сценаристов.

Взгляды великого режиссера и теоретика развивались, обогащались, вели к пониманию монтажа не только как важнейшего специфического выразительного средства киноискусства, но и как комплекса композиционных принципов построения кинофильма, «строения вещей», образующих идейную систему, стилистику, авторскую индивидуальность кинорежиссера.

Как педагог Эйзенштейн отводил монтажу центральное место. Монтаж — это первое слово в первой теоретической статье, опубликованной Эйзенштейном. Правда, речь шла о монтаже аттракционов в спектакле. Однако молодой театральный режиссер, еще не вкусивший кинематографа, уже понимал, что «школой монтажера является кино».

Рубрику ведет Алёна Станицина, факультет журналистики ГИТР, ДЖ11

Текст и фото автора