Отцы  и дети в эпоху интернета : урок не усвоен

На Новой сцене Театра на Таганке состоялась премьера спектакля "Это все она" с Викторией Толстогановой и Денисом Власенко  в главных  ролях. Корреспондент ГИТР-ИНФО Яна Арфьева побывала на спектакле.

По разные стороны  сцены   сидят  двое. Слева женщина ,на вид ей лет 40. Она яростно рассказывает знакомой, а на деле залу, о своих сложных взаимоотношениях с сыном-подростком. Чересчур заботливая женщина  подарила ему   попугая, но  тот поступка почему-то  не оценил.  Ее монолог заканчивается и все внимание направляется в правую сторону сцены.

Там парень лет шестнадцати тоже в формате монолога начинает рассказывать  о своих конфликтах в семье. Нет ,это не два незнакомца со схожими проблемами. Это мать и сын. За все время  спектакля они так и будут сидеть по двум разным углам ,каждый в своем  мирке. Она там, где все идеально  чисто, где каждая вещь на своем месте. Он там,  где всегда темнота и   беспорядок.   За рамки своих пространств, за рамки  как бы невидимой между ними  стены, мать и сын выйдут лишь в виртуальном мире . Они все же соприкоснуться друг с другом ,но  где-то там, в интернете,  не в жизни.

Сложные взаимоотношения. Мама, которую играет  замечательная Виктория Толстоганова, потеряла мужа. Сын, которого играет молодой ,но уже востребованный актер, Денис Власенко —  отца.  С уходом близкого , они утратили   связь друг с другом, которую и пытается восстановить женщина. Под никнеймом «Тоффи» она регистрируется в социальной сети ,чтобы узнать , чем живет ее сын.

Режиссер Данил Чащин , у которого за последний год чуть ли не ежемесячно по премьере в разных столичных театрах, умело противопоставляет  виртуальный и реальный мир. В настоящей жизни — скандалы, недопонимание, приглушенный свет и тишина , которая периодические прерывается звуками вьюги и барабана, как бы олицетворяющих слом внутри героев.

В  виртуальности  все наоборот.   Здесь и свет яркий ,неоновый, музыка спокойная ,без надрыва. В виртуальном мире  ты можешь говорить о чем захочешь и  быть кем захочешь. Именно здесь   два героя и находят точки соприкосновения.В виртуальном пространстве они дополняют друг друга, учат чему-то новому.

Например благодаря сыну ,мама научилась понимать подростковые новомодные слова: «лол,кек,отстой», а мальчик  стал слушать Окуджаву. Они близки и в момент, когда вспоминают о своей любимой сказке «Питер Пен»,которую им обоим читала мама в детстве. Мы вместе с героиней углубляемся во внутренний мир ее сына. Он одинок, у него нет друзей, и подросток  не гомосексуалист, чего  так боялась мама.

Парень   пишет много стихов ,которые решается прочитать своей «интернет-подружке».  Через стихотворения мы понимаем  одиночество и боль подростка, которому просто нужно выговориться. Мотивация обоих героев  ясна — парень  одинок, он не может, не умеет делиться переживаниями, его защитная реакция — агрессия.

Мать — эгоистична, инфантильна. Даже когда сын читает стихотворение про одиночество и алкоголь, единственное, что ее волнует — неужели подростки могут выпивать. Эгоизм женщины проявляется и в момент ,когда сын  признается ей в любви.  Она не прекращает общение, хотя знает   о последствиях. 


Хочется отметить ,что актеры отлично передают эмоции героев  ,которые вложил  изначально автор пьесы Андрей Иванов. Виктория Толстоганова ,которая  не боится участвовать в экспериментальных постановках  , отлично сыграла эгоистичную, немного деспотичную мать, которая под маской заботы, думает только о себе. С другой стороны, как мне кажется, благодаря ее актерской игре , получилось создать образ-матери, к которой можно проявить не только осуждение ,но и сопереживание. Ведь ,как мы знаем,в конфликтах всегда виновны двое. 

Денису Власенко отлично удалось передать тип современного, закрытого от мира подростка, внутри которого происходит буря эмоций.


 Отдельно хочется похвалить  музыкальное сопровождение. Режиссер умело внедрил на сцену не просто звуки, олицетворяющие  слом ,надрыв,но и современную музыку — группа  «Дайте Танк» ,  певица «Mirele». Именно эти исполнители  играют в моменты, когда герои после переписки возвращаются в реальный мир. Это уже не безысходность и отчаяние, это надежда, которая возникает,как мне больше кажется, у мальчика-подростка , нежели ,чем у мамы. На секунду кажется ,что наконец-таки герой обретет  счастье и покой.  Зритель   вместе с подростком  на какой-то момент  оказывается в эйфории. Но потом   приходит  осознание,а за ним и   отчаяние, ведь мы прекрасно понимаем, в кого влюбился парень.
Конфликт отцов и детей вечен. Но если пьесы без конца пишутся и ставятся, то значит уроки  так и не  были усвоены.

Посмотреть спектакль «Это все она» вы можете 22 мая на Новой сцене Театра на Таганке.

Текст подготовила Яна Арефьева, факультет журналистики ГИТР
Фото взяты с сайтов РИА Новости и Комсомольская правда 

—-