Студентка ГИТРа Екатерина Горбачева осуществила мечту — ее фильм показали в Каннах

Короткометражный фильм «Взрыд»/“Sob” студентки Института кино и телевидения (ГИТР) Екатерины Горбачевой получил особое упоминание кинофестиваля «French Riviera Film Festival», который проходил в рамках Каннского кинофестиваля с 19 по 21 мая.

Фильм был показан в первый же день в номинации «драма». Этот фильм был единственным из России. На фестиваль прислали больше 5000 работ. Номер заявки Горбачевой был 5058.

О том, как студентка получила пристижную награду рассказывает сама Екатерина Горбачева специально для ГИТР-ИНФО:

Мой мастер — Александр Ильич Капков. И хоть учусь в группе документального кино, а параллельно занималась игровым. Александр Ильич всегда поддерживал меня и никогда не препятствовал всем моим идеям.

Sob

Идея фильма проста — Валентин, водитель скорой помощи, одновременно болен ковидом и у него острый аппендицит. Жена Елена пытается спасти его и ищет хирурга, готового нарушить санитарные ограничения и провести операцию.

Еще в 2021 году мне написал драматург Михаил Кузнецов и рассказал историю, которая произошла в провинциальном городе Ярославской области: соседка потеряла мужа-фельдшера, который был болен ковидом и одновременно острым аппендицитом, потому что ему отказали в операции из-за ковидных ограничений. Это во мне откликнулось, я поняла, что из этого выйдет классный фильм. Подобные случаи происходили и в моем родном городе (г. Котлас), я была наслышана о них, поскольку мои родители — врачи. Тема злободневна, актуальна и интересна. Сценарий был написан за ночь и я приступила к поиску финансирования. Я задалась целью найти миллион рублей. Это не так много, но для короткометражного дипломного фильма было вполне достаточно. 

Найти деньги на съемки ковидного фильма оказалось весьма трудно — около семи месяцев занял поиск. Я работала на различных площадках в качестве организатора и продюсера и стала поднимать всех, кто был в моих контактах, с кем периодически я сотрудничала или работала раньше — политики, адвокаты, бизнесмены, продюсеры, люди из творческой среды. Мне нужно было доказать им всеми способами, что это будет талантливо снято. Из раза в раз сценарий требовали переписать и изменить концепцию, но я не хотела никаких компромиссов и была уверена, что произведение должно оставаться в том виде, в котором оно есть сейчас. Несмотря на неудачи или отказы, я не хотела снижать бюджет фильма и продолжала искать финансирование. В конце концов, мне это удалось, и собрав небольшую команду, мы приступили к долгожданным съемкам.

Съемочный процесс планировался на период двадцатых чисел сентября 2022 года. И это приходится на время таких событий, как мобилизация, теракт на Крымском мосту… В итоге съемки были сорваны и перенесены на начало октября. Каждый день у нас слетали участники съемочной группы из различных цехов, а съемки в больнице или в любом общественном месте провести было невозможно. Процесс занял пять съёмочных ночей, а монтажно-тонировочный период — полтора месяца и это рекордно быстро.

Еще на стадии прочтения сценария понимала, что эта история имеет фестивальное будущее. Я слукавлю, если скажу, что хотела просто поучаствовать, но я очень хотела попасть в финал. В день оповещения, мобильный телефон замкнуло от моего напряжения — он вырубился. Потому когда мне отправили письмо о попадании в шорт-лист кинофестиваля «French Riviera Film Festival», который проходил в рамках Каннского кинофестиваля, это для меня был бум.

Еще в юношестве, когда узнала, что такое Канны, я помечтала, что буду там рано или поздно. Это стало чем-то детским, далеким, воздушным. Только для попадания на кинофестиваль нам пригодилась хорошая идея и классный фильм. За ничтожно короткий срок я подготовила все документы и отправила фильм на кинофестиваль. Моя заявка была под номером 5058, а в финал прошли всего 50 фильмов. Мы стали единственными участниками из России. Дальше меня уже было не остановить — я отправляла фильм на все возможные фестивали и в России, и зарубежом; в июне уже придут результаты отбора. Попасть в Канны — это не удача. Это была огромная сложносочиненная работа и вера всей нашей команды.

Оценить свое состояние во время показов и церемонии награждения, было невозможно, поскольку времени на осознание и принятие у меня совершенно не было — все заняло две работы и сдача этого самого дипломного фильма. После завершения кинофестиваля появились предложения о продвижении фильма, предложения снимать. Впрочем, у меня есть идея, над чем я буду работать дальше.

Историю режиссера дополнил рассказ автора сценария этого фильма Михаила Кузнецова:

Я выпускник ГИТРа (мастерская Вячеслава Юрьевича Кириллова). 
В какой-то момент все мы негласно договорились игнорировать ежедневно происходящий ужас и трагедию Covid-19. Глобальная катастрофа, обнажившая уязвимость человека и разрушившая “стерильный” мир трансформировалась из “бича Божьего” в обыкновенное жизненное обстоятельство. Меня поражала чудовищная несправедливость лёгкого отношения к ковиду в России, из-за которого, вообще-то, погибло от 500 000 до 1 000 000 наших сограждан (по разным оценкам), а несчетное количество стали инвалидами разной степени тяжести. Ощущалась необходимость прямого высказывания — напоминания о том, что мы на самом деле пережили. Это полезно для будущего. 
История рождение этого сценария. Как-то мама вернулась из деревни и рассказала мне историю соседки — бабушки, потерявшей мужа-фельдшера. “Оно.” Сценарий я написал за ночь. Текст пережил два или три драфта с косметическими изменениями. По поводу истории… Думаю, это именно то, что я хотел сказать.