«Большая глина №4»: Скандал или искусство?

Перед открытием центра современного искусства «Дом культуры ГЭС-2», на Болотной набережной Москвы была установлена скульптура под названием «Большая глина №4», которая вызвала у горожан крайне неоднозначные оценки. Но, что удивительно, похожие памятники стоят еще в двух городах мира.  Корреспондент Гитр-инфо решила разобраться, почему так популярно столь необычное искусство и где еще вскоре появится очередная глина.

«Глина № 4» — скульптура швейцарского художника Урса Фишера. Она представляет собой 13-метровую алюминиевую «статую», составленную из положенных друг на друга кусков глины. Сам автор говорит, что эта композиция символизирует акт творения, созидания и преображения. Смысл своего произведения Фишер объясняет следующим образом: скульптура демонстрирует, как материя преображается в руках человека.

Урс Фишер создаёт инсталляции, живописные работы и скульптуру, используя глину, фрукты, воск, дерево, стекло, пластик, хлеб и повседневные предметы. Художник исследует процесс трансформации материала: многие его арт-объекты саморазрушаются во время экспонирования.

В Москве

Интересно, что подобные «памятники» стоят не только в центре Москвы, но и в других городах мира — Нью-Йорке (2015 год) и  Флоренции (2017 год).

Корреспондент ГИТР-ИНФО провела блиц-опрос, чтобы узнать отношение жителей Москвы к скульптуре «Большая глина №4».

  • Как вы думаете, эта скульптура является произведением искусства?

Зритель 1: Если честно, она мне не очень нравится. У меня не рождается никаких внутренних ощущений, смыслов, касающихся этого, рождаются только какие-то неприятные образы. Я считаю, что скульптура должна радовать глаз, что-то давать для души, на какие-то мысли наводить, а когда это вот просто как бы наляпано, ну, я не вижу в этом никакого смысла.

Зритель 2: Сомнительный вопрос. Ну, видимо, раз стоит здесь, то да.

Зритель 3: Нет, конечно! Просто закончились идеи для новых скульптур, вот и лепят, что попало. Она настолько бессмысленна, что, когда в поисковике вводишь «какаха в Москве», тебе выдают ссылку и фото на неё.

Зритель 4: «Честно, мы с друзьями пару раз мимо проходили и каждый раз задавались вопросами «Что это?», «Почему это стоит в центре Москвы, рядом с Москва-рекой? Непонятно».

Зритель 5: Да, я считаю, что каждое подобное видение человека имеет место быть. Автор увидел в этом нечто необычное, что может заинтересовать. Раз ему удалось добиться того, что её установили здесь, значит, он чем-то людей зацепил.

  • Что, по вашему мнению, символизирует эта скульптура?

Зритель 1.Возможно, бесконечный хаос этого мира.

Зритель 2: Мы, на самом деле, размышляли на эту тему, но я не буду озвучивать версии…

Зритель 3: По моему мнению, она про взаимопомощь среди людей.

Зритель 4: Одним словом — какашка, и ничего более. Зачем её выставили напоказ, непонятно.

Зритель 5: Если убрать мысли, которые моментально возникают при подобных вопросах, то, видимо, эта скульптура обозначает творчество. Мне кажется, она учит людей творить и не бояться делать разные необычные вещи, даже если другим они могут показаться абсурдными.

Мнение Олеси Строевой, заведующей кафедрой теории и истории культуры ГИТР, доктора культурологии, профессора, режиссёра и лингвиста:

Это постмодернистское искусство, поэтому рассматривать скульптуру нужно в контексте истории искусства в целом, и что это за этап. Модернизм уже был радикальным направлением, которое ломало все правила и пыталось изобрести что-то новое, например, чёрный квадрат или что-то в этом роде абстрактное, то есть избавление от чего-то похожего на реальность и того, что уже было.

Постмодернизм – это всё, что вообще выходит за рамки каких-либо представлений о художественных материалах, о чём-то таком, что в принципе было бы традиционно. Это также невозможность придумать что-то новое, поэтому единственное, что делает постмодернистский художник – провоцирует зрителя, чтобы он сам что-либо придумывал по поводу того, что он видит.

Эта скульптура является концептуальным искусством. Концепция в том смысле, что художник делает что-то такое провоцирующее, провокационное, а зритель может всё, что угодно по этому поводу придумать сам. Это очень хороший способ взаимоотношения со зрителем. Глина – это неоформленный материал, то есть из неё можно сделать всё, что угодно, и поэтому вот стоит эта глина, ты смотришь на неё и можешь сам придумать изображение. Постмодернистское и модернистское искусство не стремилось с самого начала ни к какой гармонии и эстетике, не было цели создать что-то красивое, поэтому я и говорю, главное, это провокация.

А искусство, тем временем, продолжает развиваться в новых направлениях. Возможно, уже в ближайшем будущем мы увидим в центре города скульптуру, которая будет еще более абсурдной и неоднозначной, чем эта. И тем не менее, в ближайшем будущем планируется установкой новой «Глины» в Санкт-Петербурге. Точное место пока не разглашается.

Виктория Солнцева, факультет журналистики ГИТР

Фото блиц-опроса — Полина Плугина, операторский факультет ГИТРа

Остальные фото — взяты из интернета.