Дефицит медиакомпозиторов может восполнить ГИТР

В Институте кино и телевидения (ГИТР) прошел уникальный мастер-класс звукорежиссера Николая Орса и композитора Елены Орса. Мастер-класс прошел в мастерской декана продюсерского факультета Ирины Сергеевны Глебовой. На этом мастер-классе подняли три темы, которые важны для многих студентов института:

— роли звукорежиссёра и композитора в кино,
— взаимодействия продюсера и режиссёра со звуковым цехом, 
— отличия кинокомпозитора от академического композитора.

Николай Орса - звукорежиссёр саундтрека мультфильма "Князь Владимир", фильмов Ёлки 1,2, всех Парадов Победы 9 мая и  Главного Военно-Морского Парада в Санкт-Петербурге, работал более 30 лет  с огромным количеством композиторов, музыкальных групп и артистов артистов в студии, например: Александр Зацепин, Эдуард Артемьев, Григорий Гладков, Александр Басилая, Алексей Козлов, Алексей Романов, Александр Барыкин, Иосиф Кобзон, Леонид Агутин, Игорь Крутой, Филипп Киркоров, Земфира, Лепс, Стас Михайлов, Инна Желанная, Анжелика Варум.
Елена Орса - композитор, создавший более 500 музыкальных произведений для кино и ТВ, которые в виде нот и записанных музыкальных произведений ежедневно продаются по всему миру.

Ниже краткий конспект этого медиа-класса.

А где готовят медиа- и кинокомпозиторов?

Во всем мире есть деление на обучение академической композиции и кинокомпозиции. Музыкальные школы обычно готовят академических музыкантов. Вузы — звукорежиссёров.

У композиторов, как и у актёров есть своё амплуа: песенники, «инструментальщики», «электронщики», симфонисты (у них 17 лет обучения). Композиторов-универсалов очень мало!
Но притом запрос на новые произведения постоянно растёт и требования к ним ужесточаются, особенно по части авторских прав. Налицо растущий разрыв между спросом и предложением этих специфических услуг, между качеством и количеством композиторов для кино и медиа-искусств.

Виктор Бабушкин первый придумал слово «звукорежиссёр», поскольку он работает на равных с режиссером — он способен или убить работу режиссера или вывести на другой уровень. Звукорежиссёр продумывает звуковую партитуру ещё на препродакшене.

Продюсеры это — в переводе с английского, производители, которые знают для кого конечного потребителя, в какой срок и в каком виде он хочет произвести и опубликовать медиа-продукт. 
Все стремятся создать технологию оптимизации результата.

Не все знают, какие существуют звуковые слои в современном кино. Их всего пять:

1. Фоновые шумы
2. Синхронные шумы
3. Спецэффекты SFX
4. Диалоги
5. Музыка

Для беспроблемной  работы звукового цеха должен быть хотя бы один человек — координатор проекта, который синхронизирует все команды создающие эти слои. Они должны во время работы вовремя и непрерывно взаимодействовать друг с другом. Отрицательный пример: в одном из фильмов нужно было в ключевой точке создать эмоциональное напряжение. Саунд-дизайнеры создали звук взрыва, в речевом озвучивании все орут, музыка драматично выходит на оркестровую кульминацию  — в итоге получился перегруз по уровню и звуковая каша. Музыку пришлось убрать, диалоги сократить и сцена, наконец, получилась.

Джордж Лукас сказал, что половина успеха в его фильме «Звёздные войны» — это звук. Сюда входит всё, и музыка, и качество диалогов, и шумы, и созданные разработчиками звуковые спецэффекты. Какой звук у корабля, летящего в космосе? Звука нет в безвоздушном пространстве! Но в «Звёздных Войнах» этот звук существует и придуман он звукорежиссёром. Это один из приёмов психологического воздействия на зрителя. Звукорежиссёр придумывает, как решить задачу вовлечения зрителя в действие картины. Он поэтому так и называется режиссёр звукового решения.

Вершина мастерства работы композитора в фильме «Гарри Поттер» — 1 серия. 11 разных тем в первых 4-х минутах фильмах, вся музыка от Джона Уильямса. Композитор на крупных проектах обычно работает с оркестровщиком. Это необходимо, чтобы разгрузить композитора от  неминуемых дополнительных потерь времени и сил при создании картины.

Артемьев Эдуард Николаевич один из немногих, кто сам писал оркестровки в Голливуде для фильмов Кончаловского
Режиссер создаёт со звукорежиссёром и с композитором драматургию фильма
В творческом труде кинокомпозитора существуют две основные задачи: распределение музыкального материала по тайм-кодам, определение «точек входа и выхода» музыки и собственно создание музыки.

Какова роль кинорежиссёра в этих задачах? Определение «точек входа и выхода» музыки может быть как со стороны кинорежиссёра, так и со стороны композитора, оптимальный вариант — совместное обсуждение, где музыка начинает звучать и где прекращает, потому как музыка не только управляет временем в кадре, но создаёт иммерсивный эффект, т.е. эффект большего или меньшего погружения в киноисторию.

3 основные функции музыки в кадре:
— точный параллелизм, когда музыка синхронно повторяет каждое движение персонажа — часто встречается в анимационных фильмах;
— подчёркивание общего эмоционального состояния крупным штрихом, создание определённой звуковой атмосферы;
— контрапункт — создание музыкального контраста, который добавляет дополнительные смыслы.

У каждого лейтмотива (характерной музыкальной темы) свой жизненный цикл в фильме. Помимо этого каждый эпизод обсуждается по настроению и инструментальному составу, которое они создают. Режиссеры часто не имеют музыкального образования, поэтому бывает, что они отдают фильм на откуп композитору: посмотри и напиши, что хочешь и сам расставь акценты. Но после этого может быть много правок. Так как музыка может добавить в сцену или весь фильм коннотацию — дополнительные смыслы.

Посмотрите документальный фильм «Партитура», он создаёт более полное понимание, как создаётся яркая и уникальная музыка для фильма, о том, как рождается яркое звучание. В фильме «Обитаемый остров» Юрий Потеенко использовал флейту бансури и родился за счёт этого особый колорит звучания.

Киномузыка может психологически замедлять или ускорять действие в кадре, то есть сжимать или расширять восприятие времени зрителем. Один из приёмов функционального использования музыки в кино и — метод прямого параллелизма, когда музыка повторяет всё, что в кадре видит зритель: идёт, останавливается, бежит — пример фильмы Гайдая или «Том и Джерри». Метод контрапункта — противопоставление, когда создаётся контраст тому, что происходит в кадре. В сериале «Агенты «Щ.И.Т.» или у Тарантино — во время драк — звучит лирическая  музыка и от этого становится страшно.

Для того, чтобы ускорить и улучшить понимание режиссеру необходимо прислать композитору по проекту фильма точное техническое задание и референсы (образцы и ориентиры в музыке). Но проблема в том, что концепции могут меняться по ходу производства, особенно, когда режиссёр нанят на картину, которую курирует крупный заказчик . Как в одном проекте, когда начали с музыки в стиле Зацепина, а закончили классикой и  мягким джазом. Часто в начале работы нет понимания, что нужно для проекта и какой по своему амплуа и задачам композитор нужен. Самое ужасное для композиторов — это дать кино без ТЗ. Как правило такая ситуация приводит к большому количеству переделок,  иногда приходилось вносить их более тридцати.

Фильм «Гордость и предубеждение» — солирующая роль фортепьяно. В китайских и японских фильмах — свои национальные инструменты записываются в кино музыке (гучжэн, флейта сяо, кото).

Есть музыка тональная (как в фильме Шерлок Холмс) и атональная (музыка вне тональности). Тональная музыка узнается и ее можно напеть. Сейчас к сожалению многие перешли на атональную музыку, которая делается быстро и, зачастую, «на коленке».

Для фильмов «Ёлки 1» и «Ёлки 2» писал музыку Паша Есенин — создатель группы Хай фай. Он переделывал под монтаж 4 режиссеров много раз музыкальную ткань. Но потом всё равно пришлось приглашать оркестровщика для создания  нотных партитур, чтобы поверх созданной на компьютере фактуры записать оркестр Башмета, чтобы музыка была объемной и живой. Запомните: Композитор должен получать видеоматериал для написания музыки только когда закончены все этапы монтажа! Если в партитуре 20-30 строчек, а хоть секунда убирается режиссёром в монтаже после, то для композитора это огромная переделка — перестановка партитуры всех инструментов и иногда переписывание всего фрагмента заново. Но к сожалению, технология работы композитора не всеми производителями понимается правильно.

Для фильма «Тарас Бульба» не было бюджета для записи оркестра в 40-60 человек. Там музыку писали методом электронной имитации живого оркестра, что привело к плоскому доморощенному звучанию музыкального сопровождения. Тем не менее, в современном кинематографе есть технология, когда поверх электронных инструментов записываются важные мелодические линии живыми музыкантами. Таким образом музыка перестаёт звучать «пластмассово». Это — хороший вариант значительно уменьшить расходы при достаточно высоком качестве получаемого материала.

Цифры по ценам примерно таковы: Скрипач хорошего уровня подготовки за час  работы возьмёт от 5.000 до 10.000 руб. Так, например, и хороший  бас-гитарист возьмёт за свою работу на студии при записи песни. Несколько дешевле стоит труд музыканта в оркестре, но там и уровень требований к каждому отдельному музыканту ниже. Сэмплерная музыка — это музыкальная ткань, собранная из заранее записанных фрагментов звука разных музыкальных инструментов.

Гайдай ставил Зацепину задачу чётко по характеру звучания музыки в кадре, подписывая комментарии в сценарии примерно так: тут вальс, тут полька. Вуди Аллен и Тарантино работают так: они, как правило, не приглашают кинокомпозиторов, а набирают сами готовую музыку из любимых своих плейлистов (только для маэстро Морриконе Тарантино сделал исключение).

Сайт Jamendo.com предлагает музыку независимых композиторов, где можно выкупить лицензию. Выбор музыки по жанру достаточно удобен. Даёт возможно покупки разных видов лицензий. AudioJungle.net — здесь не только музыка, но и джинглы, картинки, видео. Продюсер может найти для ТВ-формата готовый музыкальный продукт.

По используемым форматам звука. Есть сжатый (компрессированный) формат с потерями (ПССП): mp3, m4a, ogg, amr — это сжатые в 10 раз форматы, их нельзя без ущерба для качества обработать потом. При их кодировании неминуемо вычёркивается (теряется) значительная часть исходной звуковой информации. Она получается необратимо искажена.

Поэтому нужно получать для работы со звуком исходники в формате  PCM : WAV, AIFF  при использовании которых даже в самом их низком качестве — 16 bit 44,1 кГц не происходит необратимой деградации качества звука. Есть форматы, которые сжимают звуковой файл без потерь до 50% — это LOSS LESS форматы: FLAС и ALAC (Apple). Из этих форматов можно заново (как из порошкового молока) восстановить исходный WAV в первозданном виде.

Есть 3 параметра по Джармушу, которые когда все три в комплекте — недостижимы:
Дёшево-Быстро-Хорошо. Любая работа не может быть сделана одновременно быстро, качественно и дешево.

Термин саунд-дизайн имеет несколько интерпретаций. Например саунд-дизайн фильма — это общее звучание фильма. Фильм «Трон» или «Матрица» имеет характерные, найденные разработчиками звучания пространства, или, например, звук замедления времени. Другой пример — саунд-дизайн спецэффектов — нужно было создать пугающий зрителя звук завода автомобиля :  он был придуман из 10 слоёв разных звуков, где один из слоёв — это был рык тигра, который вызывает подсознательный страх у человека.

Фоли артист — этот человек видит картинку и создаёт шумы непосредственно во время воспроизведения видеоряда. В нашем советском кино шумовики могли создать звуки из всякого «мусора».

Сейчас, кроме этого способа, часто берутся шумы из библиотеки шумов, или даже из интернета, но в бесплатном доступе все звуки в mp3. Отличная шумовая студия в Синелабе, там, например, стоит половина автомобиля, где снимают звук закрывания дверей. 
Фоли-артисты из сериала обычно непригодны для кино, так как в дешёвых сериалах низкие запросы по качеству озвучивания и сжатые сроки. Из-за этого Фоли-артисты теряют квалификацию и профессиональное чутьё, которое нарабатывается годами. 
В сериале «Агенты «Щ.И.Т.» (Marvel, США) обратите внимание на прекрасный звук, что крайне не походит на наши сериалы, так как продюсерами была сделана ставка на качественную озвучку сцен.

У кинокомпозитора продюсеры забирают права на музыку полностью не с целью наживы, а для избежания проблем при оформлении прокатного удостоверения. Можно максимум в договоре прописать разрешение использовать не более 15% музыки  для своего портфолио, но об этом нужно договариваться.


Конспектами мастер-класса и фотографиями поделилась
Ирина Сергеевна Глебова

От редакции: На звукорежиссерском факультете ГИТР работают несколько студентов — композиторов.