Эмодзи — универсальный язык для всех?

На сегодняшний день люди много общаются в мессенджерах, из-за чего мир коммуникаций стал расширяться. В интернет-пространство добавили стикеры и эмодзи. Такие инструменты упростили общение, теперь легче передавать свои чувства и эмоции. 

Что же такое эмодзи? Это графический язык, сочетание картинок, его используют вместо слов, чтобы передать эмоции или смысл сообщения.

Первое время люди создавали клавиатурные эмодзи на пишущих машинках. Первый знак появился в 1960-ые годы — улыбающийся смайлик. Позже было предложено два вида эмоций: довольный( 🙂 ) и недовольный ( 🙁 ).

Люди продолжили эксперименты с клавиатурными знаками:
:* – поцелуй
😀 – широкая улыбка
-_- – непонимание, безразличие
*_* – удивление
Zzz – сон


В конце 1990-ых в Японии с распространением компьютеров появляется набор смайликов в виде микрокартинок, которыми проще и понятнее стало пользоваться.

А сегодня в смартфонах можно переключаться между русской раскладкой, английской и эмодзи. Их стали делить на многие темы — смайлики и люди, животные и природа, еда и напитки. 

У нового языка коммуникаций есть несколько функций:
Дублирование – усиление значения, перевод на язык картинок сообщение (“Я съел яблоко”, а рядом смайлик яблока).
Придание дополнительного значения – для того, чтобы изменить смысл сообщения (“Ты выйдешь гулять? — Нет”, а рядом с ответом грустный смайлик).
Замещение – замена слова или образа, которое собеседник не хочет писать (“Купи ..”, а рядом смайлик еды.)
Смыслообразование – последовательно выстроенные эмодзи для создания полноценной фразы (“Мы пойдем сегодня на…”, а дальше смайлики пляжа, купающегося человека и знака вопроса).

Язык эмодзи понимает большая часть населения мира, но полностью перейти на такой вид коммуникации сложно. Некоторые смайлы могут иметь несколько значений, люди запутаются или не так воспримут сообщение, но часть написанного можно сократить. Получается, что эмодзи — новый язык коммуникации, у него есть символы и функции для использования.

В подтверждение того, что это действительно новый язык коммуникации, приведем статистику. Среди опрошенных студентов разных ВУЗов России только 5% не согласились выделять новый язык общения. 

Невозможно представить ни одного текста, сообщения без смайликов. Выразить свою эмоцию в живом диалоге — не сложно. Каждый человек автоматически считывает жестикуляцию собеседника, его позу и мимику. В тексте это сделать невозможно.

Большая часть опрошенных указала, что эмодзи помогают создать более понятный контекст своего сообщения. Стоит добавить несколько эмодзи-улыбок или эмодзи-сердечек, как твой текст уже не кажется злым указом от руководителя. 

Что касается выбора знаков, то более молодые читатели отметят, что взрослые, родители, чаще всего используют “кринжовые” эмодзи. Почему так? Разительное отличие заключается в том, что взрослые используют самые базовые эмодзи, буквально орущие о том, что они значат. Частенько — это бывает даже неуместно.

“Палец вверх, огонёк и улыбки” против “звездочек, смущающихся эмодзи и клоуна”. Узнаете себя? Это смайлики, самые часто используемые родителями:

А это выбор студентов:

Можно обобщить. Для взрослых эмодзи — это прямой источник выражения эмоций, когда для молодежи они являются лишь дополнениями их мыслей или чувств в тексте. 

Пытаться предугадать, что будет с этим языком — сложно. Однако отрицать его большое влияние и распространение — невозможно. Смогут ли поколения прийти к единому стандарту использования эмодзи, какие еще символы нас ждут и что придет на смену этому языку коммуникации? Мы и сами хотели бы узнать.

Анастасия Рамзина и Даниил Сергеев, факультет журналистики ГИТР (ДЖ11)