«Документальная камера» — лучшая телепрограмма о кино

«Документальная камера» ― авторские рассказы и наблюдения о культурных событиях и важных в разные годы идеях и смыслах, запечатленных кинокамерой. Видеоряд, хранящий приметы времени, Андрей Шемякин мастерски дополняет увлекательными историями, размышляя о том, как преломлялись общественные взгляды. 

Программа удостоена премии «ТЭФИ» и фестиваля «Белые столбы» в номинации «Лучшая телевизионная программа о кино». 

С 7 по 9 ноября на канале «Россия – Культура» ― новые фильмы в авторской программе киноведа и кинокритика Андрея Шемякина. 

Премьеры посвящены актерской профессии и тому, как в ней отражаются нравственные ориентиры. На примерах из разных эпох Андрей Шемякин проследит, как менялось отношение к киноискусству и экранному образу, как кинематограф влиял на зрителей, какую общественную функцию он выполнял. 

7 ноября в 23:30 ― «Актер как миф». 

1930-1950-е годы. Это время, когда отечественный кинематограф создавал свой мифомир. В начале 1930-х появляется звуковое кино. Именно звук дал возможность «полной власти» над зрителем. Кинематограф учил людей, какими надо быть. В 30-50-е годы актеров «назначали» на роль: кто будет героем, кто злодеем, кто какому амплуа соответствует. Потому что кинематограф был делом всецело государственным, еще не общественным. Общественность надо было воспитывать определенным образом, и в этом помогли «лица». Середина 1950-х годов ― начало больших общественных перемен. Актер, ранее игравший миф, по тем или иным причинам попал в другую эпоху… 

8 ноября в 23:30 ― «Актер как лицо времени».

 В 60-е годы ХХ века стало ясно, что искусство в нашей стране ― вторая власть. И когда первая власть, тотальная, государственная, сократила сферу воздействия, оставаясь, однако, в умах и сердцах, искусство стало претендовать на первенство в борьбе за те же сердца и умы. Художник, режиссер и актер стал культурным героем новой эпохи. В программе представители трех поколений отечественных кинорежиссеров размышляют о времени «оттепели» в кино 60-х, которое преобразовалось в великую киноэпоху 70-х годов. Тогда лицо актера освободилось от «маски» и превратилось в открытое лицо героя своего времени. Как это лицо появлялось, как трансформировалось до сегодняшнего дня рассказывают режиссеры Андрей Смирнов, Владимир Хотиненко и Иван Твердовский-младший. 

9 ноября в 23:30 ― «Время. Лица. Актеры». 

«В 30-е годы система звезд у нас в стране была не хуже, чем в Голливуде, ―  уверен автор и ведущий программы Андрей Шемякин. ― Эти лица выражали желание человека быть выше своей судьбы, строить жизнь, строить историю, строить новый мир». Зрители любили их за то, что каждый мог стать таким, как они. Потом наступило время, когда потребовалась от актера «интимность», человеческая близость со зрителем. Актер ― посланец между экраном и залом, он поставлен в непривычную ситуацию: оставаясь собой, он должен стать кем-то другим и отдать этому «другому» всего себя. О том, как это происходило в истории отечественного кино ― в программе «Документальная камера».

Премьеры в цикле «Документальная камера» смотрите с 7 по 9 ноября в 23:30. 

Подписывайтесь на страницы телеканала «Россия-Культура» в мессенджерах и соцсетях: TelegramВКонтактеОдноклассники

Екатерина Раюшкина, 
шеф-редактор Управления информационного взаимодействия и веб-ресурсов
телеканала «Россия-Культура»