Алексей Самолётов предложил кино не посмотреть, а подумать над ним

Мастер - Алексей Эдуардович Самолетов. Журналист, актёр, сценарист, режиссёр, обозреватель на телеканале «Звезда». Один из авторов идеи создания регионального телевидения в России. Работал специальным корреспондентом телепрограмм «Вести», «Вести-Москва», ведущим телепрограммы «Мир на грани», утренней программы на «Радио России». Награжден многочисленными орденами и медалями: Медаль «За укрепление боевого содружества», Орден «За личное мужество», Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», Медаль «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций», Премия ФСБ России.

Он предложил студентам ГИТР не только кино посмотреть, но и «на подумать»
Каждый институт, направленный не только на изучение стандартов, но и на развитие творческого видения студентов, оставляет свой отпечаток на жизненном и профессиональном пути. В рамках проекта «Я горжусь. Герои» на лекции журналиста Алексея Самолётова было представлено для обсуждения два фильма.

«Дивный мир» режиссер Иван Власов, фильм о молодом солдате, который вернулся с передовой с тяжелым ранением, теперь ему предстоит построить новую жизнь. А также документальный фильм о заслуженной артистке России Анне Ардовой «Анна Ардова. Маленькие пьесы», режиссер Арина Прошина-Кулик (мастерская документального кино Сергея Мирошниченко). 

Сравнивать фильмы не стоит – абсолютно разные темы и подход, что еще важнее – послевкусие, хотя обе картины – портреты сильных личностей, по-своему сильных, конечно.

Участник боевых действий возвращается домой без части ноги, заново учится водить машину, играть в футбол и чувствовать жизнь. 

Съёмочная группа не появляется в кадре, за счёт этого, зритель будто проживает эмоции героя и находится на протяжении фильма рядом несмотря на то, что некоторые сцены постановочные. Да, катарсис скорее будет от фильма про СВО, а вот после фильма про Анну Ардову есть вопрос – почему сегодня мы не собираемся на литературные вечера, не восхищаемся поэтами? Хоть в стенах ГИТРа и проходят подобные собрания, но ведь это не квартирники, которые так чудесно звучат в воспоминаниях Миры Ардовой – мамы Анны. Удивительно, как автор фильма «маленькие пьесы» соединяет море информации в единую историю, понятную зрителю. Там не только документальный архив, но и художественные кадры, которые попутно дополняют историю. Как зритель – скажу: Я была рада сначала посмотреть портрет о тяжёлой судьбе действующего бойца, а затем, переключиться на лёгкое к восприятию кино.

После просмотра, Алексей Самолётов ждал наше обсуждение, мы задумчиво почесали головы и высказали всё, что полагается людям, которые чешут голову. Выслушав нас, он поделился своими мыслями: «Научить создавать настоящую работу могут талантливые книги и талантливое кино… И, как ни парадоксально разговоры — нос в нос, ухо в ухо, глаз в глаз… И от книг, и от фильмов и от «бесед при ясной луне», хорошо, пусть не при луне, а на кухне — остается послевкусие и желание… Написать, рассказать, снять… И у Вани Власова — так он поименован в телефонной книжке, и у Арины Прошиной — от наших разговоров длиною в год, споров, переписок — осталось послевкусие… И они сняли свое кино… Своё, про себя, про свой мир, который они для себя начали открывать… Спасибо, что услышали, спасибо, что спорили… Сегодня они — «я есмь сам»… И это вызывает, в первую очередь, уважение… Они снимают сегодня свое кино, которое заставляет задумываться теперь уже других мальчишек и девчонок, взрослых, и даже мастеров, у которых они учились…

И теперь уже их фильмы оставляют послевкусие… И пробуждают тонкую, щемящую, нотку хорошей зависти — , это же фильм про моих друзей, которых я знаю с незапамятных времен!.. Как же я-то проглядел эту историю!.. А они увидели… Значит все наши разговоры были не зря… Так что — дело не в учебниках, а в той «химии» которая возникает в прямом общении… «Я есмь сам…»». 

Текст — Юлия Кольцова, факультет журналистики ГИТР
Фото — Егор Ломарев, операторский факультет ГИТР