Театральная рецензия: Слепые кони Фортуны на сцене театра «Эрмитаж»

Михаил Левитин, художественный руководитель Московского театра «Эрмитаж», поставил спектакль по роману Гайто Газданова «Призрак Александра Вольфа» и назвал его «Слепые кони Фортуны». Это произошло в год, когда отмечалось 120-летие автора. Корреспондент ГИТР-ИНФО Полина Касьянова не смогла пройти мимо. 

В спектакле режиссер-постановщик обращается к метафоре, которую когда-то во время игры в бильярд с поэтом Иосифом Уткиным проронил Владимир Маяковский:  

— Кони фортуны, – сказал я. 

— Слепые кони фортуны, – поправил Маяковский, легши на кий. 

В поисках ответа на вопрос, может ли человек переиграть свою судьбу, Левитин исследует внутренние конфликты, происходящие в человеке, который потерял всё, что пытался сохранить: Родину, надежду на счастливое будущее и  понимание своего предназначения в этой жизни.  

Действие спектакля берёт начало в России во время гражданской войны, а продолжается уже в тридцатые годы ХХ века в Париже. Сам Газданов в период работы над романом (1943 г.) в оккупированном Париже стал участником движения Сопротивления.  

Михаил Левитин в своем спектакле переосмыслил извечную тему борьбы жизни и смерти, и роман обрел на сцене мистические свойства. Нас, зрителей, как и режиссера, давно интересует вопрос о том, где же на самом деле проходит граница между действительностью и тем, что создано безграничной фантазией. И почему все события в нашей жизни, даже, казалось бы, случайные, взаимосвязаны? 

Автор (Евгений Фроленков) вспоминает, как, в юности, в годы Гражданской войны убил таинственного всадника на белом коне, который когда-то выстрелил в его лошадь. Случилось это, когда рассказчик находился в состоянии полузабытья, словно во сне. В эмиграции герой становится журналистом и начинает писать абсолютно обо всём, от некрологов до репортажей о спорте. Однако, оставаясь один на один с самим собой, Автор вновь сталкивается с тем, от кого так долго, но тщетно убегает, — призраком Александра Вольфа

Принимающий участие во многим спектаклях Левитина художник Гарри Гуммель сумел и на этот раз соединить совершенно противоречивые друг для друга символы. Они нужны для достижения максимального эффекта реальности происходящего. В окутанном синевой заднике проглядывают очертания коней и, конечно же, не обходится без того самого Белого коня Апокалипсиса. На протяжении всего спектакля на сцене он располагается в виде черепа и становится напоминанием о том злосчастном преступлении, где совесть ни на минуту не даёт покоя. 

Еще одна сценическая локация — комната в лондонской квартире, где тот самый таинственный и, казалось бы, навечно исчезнувший всадник Александр Вольф (Павел Мамонов) печатает воспоминания о своих происшествиях в степи на пишущей машинке. Позади его письменного стола, на экране сменяют друг друга различные картинки и образы. В спектакле всё движется само по себе и напоминает фантасмагорическую карусель. 

В Париже, где находился главный герой, люди предаются какому-то невероятному веселью. Однако давящая на грудную клетку тьма, принёсшая с собой печаль, окутывает человеческое сознание и рушит судьбы каждого, кто в эту ночь так или иначе оказался не в том месте и не в то время. К примеру, обаятельный красавчик Курчавый Пьеро (Андрей Павлов) в один момент сам кинется в объятия смерти, напрочь позабыв обо всём мирском. А старуха в чёрном плаще (Людмила Колесникова), полностью скрывающая своё лицо и появляющаяся лишь в самые неожиданные моменты, обернётся молодой ведьмой невероятной красоты, но с тяжёлой ношей за плечами — гибелью её любовника.  

Вся русская интеллигенция в попытках спастись от ужаса гражданской войны и революции потеряла себя, свою судьбу. Но позади больше ничего нет, совсем ничего не осталось. 

Два противоположных друг другу мировоззрения выстраивают вокруг себя в череду случайностей, которая в конце концов доказывает людям: все события, с которыми сталкивается человек, взаимно и совершенно точно связаны друг с другом. И возможности возразить нет, ведь это единственная истина, которая существует. А в спектакле неслучайно оттягивается судьбоносной момент встречи двух героев…

Но вот, из ниоткуда явивший себя Александр Вольф предстаёт величественным, но лишённым всякого сострадания человеком, облаченным в элегантный смокинг. Храня великую тайну своего возвращения с того света, он так или иначе является тенью своего же убийцы. В нем соединяются два начала — разрушительное и саморазрушающее. И стоило Автору объясниться перед Александром Вольфом, как смерть начала приближаться ещё быстрее, чем ранее, и стала неизбежной. И выстрел, который прозвучал в квартире возлюбленной рассказчика Елены Николаевны (Валерия Столбикова), отражался лишь в мучительном сознании героев. Это не действительность. Это лишь отголосок той смертельной пули.  

Посвятив последние лет двадцать попыткам осознать, насколько ценна человеческая жизнь, терзаемый муками совести Автор, сам того не зная, понял, что не стал убийцей, а всегда им был. И тень прошлого, словно нержавеющая сталь, упокоилась вместе с ним… И пришло наконец осознание, что слепые кони Фортуны всё время тащили на себе мертвеца Александра Вольфа, ведь без цели и возможностей человек лишь призрак.

Ознакомиться с расписанием и приобрести билеты можно на официальном сайте театра: https://ermistage.nakaretnom3.ru/

Для студентов отличная новость — можно воспользоваться «Пушкинской картой».

Текст Полины Касьяновой, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ11)

Фото взяты из интернета