Мастер-класс в ГИТРе: Тренды медийных профессий

В день 30-летия Института кино и телевидения (ГИТР) третьекурсники мастерской телеформатов И.С. Глебовой встретились со старейшим работником телевидения, доктором наук Ириной Николаевной Кемарской. Тема мастер-класса «Новые тренды медийных профессий: редактор и продюсер».

Программы над которыми работала Ирина Николаевна на телевидении — «Галилео», «Женские истории», «Последний герой», «Старая квартира».

Закончив журфак МГУ и сценарный факультет ВГИК, профессиональная жизнь её бросала в ряд специальностей — журналист, сценарист, редактор, шеф-редактор, руководитель проекта и автор книг. За свою многолетнюю работу на ТВ она стала свидетелем и участником всей истории развития и становления российского телевидения. Работала в разных ТВ жанрах — научпоп, биографические новеллы (байопики), ток-шоу, реалити-шоу, познавательные и развлекательные программы.

Основные тезисы И.Н. КЕМАРСКОЙ на мастер-классе:

Работа на ТВ приводит к универсальным умениям, так нужным каждому: 
— постоянно учиться на ходу,
— переделывать материал до удовлетворительного результата,
— улавливать критерии качества,
— работать эффективно в условиях разнообразного дефицита
— успевать сдавать всё на эфир и идти дальше.

Постоянно в мире ТВ и кино происходит оптимизация под которую нужно подстраиваться. Если 40 лет назад на 10 минут документального фильма давали полтора года, то уже 20 лет назад 52-минутную документалку делали за полтора месяца.

Появилось понятие форматного творчества в программе «Старая квартира», где Малкин встречался со зрителями, которые под шампанское вспоминали прошлое и ностальгировали в прямом эфире. Во 2-й части программы вспоминали все проблемы тех лет, отсматривая драматичную хронику — и под конец давали гег — встреча прошлого лицом к лицу. В результате команда получила ТЭФИ , а через год шоу закрыли за скандальность этих встреч.

Формат — это эстетика серийности, это постмодерн.  Нужно поймать структуру и работать в ней. Форматные особенности программы:
— Жизнеспособность формата
— Уникальность и вариативность
— Генеративная сила повторов

Форматы-клоны не существуют, их делают по своему. Выбрать формат и сделать сценарий для него — одно из первых упражнений в ТВ школах. Но потом нужно добавить свою уникальность через ведущего, идею, героев — получится уникальный продукт. Снимая «Женские истории» , продюсеры столкнулись с тем, что ведущая перешла с Первого канала на НТВ и по контракту продолжили снимать шоу, но в другом формате. До этого повернули идею и делали дальше шоу не о драмах в жизни героини, а о силе женского духа и о женском достоинстве. И получился новый формат.

Снимать «Последнего героя» пришлось впервые по лицензии, снимая посекундно по аргентинским аналогам. Снимая реалити, не знаешь, чем выбранные эпизоды закончатся. Так родилось открытое телевидение.

«Галилео» лицензионная программа с библией, родившаяся в постиндустриальном европейском обществе. В России такого производства не было и снимать негде. Нужно было переформатировать. И сделали шоу для мальчиков-подростков, где все взрывается, много экспериментов и юмора. И это шоу начали смотреть мальчики, девочки и их родители.

Во второй части встречи Ирина Николаевна рассказала про профессиональные статусы редактора и продюсера.

Профессиональная роль редактора на ТВ:
— цензор
— корректировщик
— мотиватор
— двигатель
— коммуникатор
— креативщик
— третейский судья

У редактора есть право «вето», понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Он не столько действует, сколько анализирует действия других и принимает решения.

Чтобы редактор понял, что такое формат, ему нужно представить звёздное небо, увидеть одну звезду, и описать ее, выбрав систему классификации: какая галактика, какой цвет, какой размер, расстояние до Земли и т.д. Это набор компонентов говорит про уникальность звезды. Первый вопрос для создания нового формата — название канала, так как у каждого канала свой бренд. Далее надо понять время выхода в эфир: утро, день, вечер или плавающий эфир. Сформулировать точное определения жанра, хронометража.

Понятие «неформат» как и границы формата редактор чувствует кожей.

Обязанности редактора на ТВ:
— поиск темы, героев
— проведение прединтервью (понять степень вменяемости героя, понравиться ему и втереться в доверие)
— написание сценарного плана
— организация съёмок (что не снято, того не существует) 
— монтаж
— определение дополнений к формату

На российском ТВ «примат режиссера» сменился на «примат продюсера» и фраза «режиссер всегда прав» исчезла. Теперь режиссер отвечает за образные решения. Редактор за смысл. А продюсер отвечает за общий результат, цейтнот и риски.

Разные профессиональные психотипы продюсера и редактора:

Продюсер — это агрессивный и оптимистичный танк 
Редактор — пессимист и консерватор

На Западе редакторов не существует. Есть креативные и исполнительные продюсеры. Это наследие советской системы, пришла из издательского дела в кинематограф и оттуда на телевидение.

В медиапространстве  свершилась новая революция 
— сериалы стали новой отраслью форматного ТВ.
— появился «примат сценариста», которые с низов стали главными авторами — шоуранерами, которые могут под шоу набирать команду, включая продюсеров.

В традиционных медийных профессиях произошло:
— Размывание авторства — появилось коллективное безмятежное творчество и потеря имени. 
— Компеляция заменила оригинальность (процесс важнее результата) 
— Размывание сакрального творчества

Новые тренды в понимании медийных профессий:
— распределение ответственности
— уменьшение рисков
— усиление требований к креативности
— усиление роли групповых мозговых штурмов
— давление искусственного интеллекта
— самозанятость
— готовность меняться и расти постоянно.

Тезисы этого мастер-класса записала Ирина Сергеевна Глебова