Театральная рецензия: Зритель как часть спектакля в особняке Дашкова

От классического рассказа Ханса Кристиана Андерсена «Девочка со спичками» осталась только девочка, а точнее девочки и без спичек. Постановщики взяли из произведения темы фантазии, детства и общения между поколениями.

«Девочка со спичками» — это первый иммерсивный спектакль с участием детей. Режиссер Мигель (популярный хореограф) и постановщик Ксения Михеева выбирали ребят из танцевального лагеря PROТАНЦЫ, обращая внимание на открытость и эмоциональность, ведь в спектакле не произносится ни одной реплики.

Главная фишка — зритель сам выбирает за каким героем и историей ему следовать, имея полную свободу выбора и передвижений. Он не сидит в традиционном театральном зале, а перемещается по четырехэтажному особняку. И сам выбирает за какой из девяти воспитанниц детского дома будет следить или же, наоборот, пойдет за строгим «отцом» (директором приюта – прим. автора).

Зритель является частью спектакля, у него есть возможность посидеть  на одной кровати с актером или поиграть с ним в шахматы. Герои имеют право прикасаться к «гостям», уводить их за собой в комнату и делиться монологом-исповедью. Эта техника называется Personal experience.

По особняку лучше ходить в одиночестве. Так, вы сможете не отвлекаться на чужие реакции, а полностью погрузиться в выбранную сюжетную линию и не упустить ни одной детали. Каждая сцена подразумевает под собой несколько вариантов развития, но, выбрав любую из них, вы все равно увидите одинаковый финал.

Действие происходит в четырехэтажном особняке Дашкова. Весь интерьер выполнен в стиле 1950-х годов. К декорациям можно и даже нужно прикасаться. В кабинете директора детского дома есть возможность изучить дела всех воспитаниц, увидеть бюсты советских деятелей, архивные фотографии и открыть ящики стола, в каждом из которых спрятана своя загадка. В погребе хранятся старые банки с соленьями и вареньем, сушится чеснок. В одной из сцен, когда дети находят украшения нянек и пытаются примерить их на себя, можно разглядеть бусы, кольца и серьги тех времен, а туалетный столик украшает духи «Красная Москва». Костюмы также помогают окунуться в атмосферу 50-х. Скромные платья-сарафаны, небольшие банты и аккуратные туфельки, ничего броского. Действие происходит под музыку «Кармен-сюиты» в оркестровке Родиона Щедрина, которая помогает зрителю прочувствовать развитие сюжета и найти для себя свой смысл и настроение.

Иммерсивный спектакль не похож на обычный. Здесь всего три правила. Запрещены прикосновения к артистам, нельзя снимать маску, которую каждому выдают при входе, фотографировать и снимать на телефон.

  Во всем остальном зритель свободен, и у каждого здесь свое видение. После выхода из особняка вы поймете, что с другом у вас абсолютно не сходится понимание сюжета, сцены и финала, хотя каждый видел одно и то же. И, возможно, одному захочется плакать, а другому — смеяться.

Текст — Софья Еремина, факультет журналистики (группа ДЖ11)

Фото — архив театра