Буллинг существует только в школах?

Каждый третий школьник в России сталкивается с буллингом. Травля характерна для учеников 6-8 классов, а дети до четырнадцати лет отличаются особой жестокостью. Корреспондент ГИТР-ИНФО Мария Фильянова опросила людей, которые сталкивались с травлей в своей жизни. Я решила поднять эту важную тему, так как сама сталкивалась с буллингом в школе. Я хочу выяснить, в чем причина его появления, кто с ним сталкивается и почему он так распространён. Поэтому первым делом я обратилась к психологу, а потом взяла интервью у студентов, которые рассказали свои истории.

Психолог Ирина Гололобова

Ирина Гололобова: Буллинг — очень распространённое явление в детских и юношеских группах, недооценивать которое ни в коем случае нельзя. «Забулленные» дети получают тяжёлые психоэмоциональные и психологические травмы, последствия которых могут быть очень серьёзными, а иногда и необратимыми, вплоть до суицида. 

Дети, выступающие в качестве агрессора, могут быть совершенно разными, обладать прямо противоположными чертами, разными мотивами, толкающими их на издевательства и унижение других.  Условно, я бы разделила их на две основные группы.

Первая группа — дети из неблагополучных семей, имеющие агрессивный неблагоприятный фон в семье, нередко сами являющиеся жертвами домашнего насилия. Для них это способ выплеснуть накопившиеся озлобленность, агрессию и беспомощность на тех, кто не может ответить и противостоять. Своего рода это возможность самоутверждения на фоне собственной боли (физической или моральной). У них низкий уровень эмпатии, искажённое отношение к личностным ценностям. Они идут по жизни с чувством, что их недолюбили, недооценили и никогда не жалели. Для них это стало органичным сценарием отношений. Это толкает их на сверхжестокие поступки, позволяя самоутвердиться за счёт того, кто не может ответить и дать отпор. Появляется чувство собственной значимости, силы, доминантности, особенно, если он становится лидером группы и чувствует её поддержку. Наличие группы, как правило, только усиливает проявление жестокости, делая её ещё более изощренной. В этом случае буллинг помогает им утвердиться в своём статусе лидера!

Вторая группа — дети из благополучных (часто довольно обеспеченных) семей, казалось бы, со здоровой атмосферой и взаимоотношениями. Они внешне вполне уверены в себе, обладают высокой самооценкой. Они привыкли, что всегда и везде они должны быть самыми значимыми и самыми лучшими. Часто собирают вокруг себя группу-свиту, которая с придыханием ловит каждое слово! Некий образ «Бога», который не приемлет непохожести, неподчинения и отказа от признания своей исключительности».

  • Возможно ли существование общества без травли? 

К сожалению, нет! Такое явление, как травля, существовало всегда и знакомо не понаслышке многим. А с появлением интернета буллинг приобрёл по истине вселенские масштабы.  Травля бывает чисто психологической, эмоциональной, но порой все может закончится и физическим насилием.

  • Почему же буллинг так распространён? 

Ирина Гололобова: Дело в том, что в однородных группах: школьных, студенческих, армейских и т. д., где собраны люди одного возраста, пола, вида деятельности, положения он возникает чаще, так как здесь действуют законы групповой динамики и все начинают играть определённые сценарные роли. Чаще всего травлю организуют или авторитеты — те, кто оказался на «вершине» (тип 2), или те, кто находится не в выигрышной позиции (тип 1), и никак иначе не могут занять доминирующее положение.

  • Что же делать, если ты стал жертвой буллинга и подвергся травле? 

1. Не винить себя в происходящем и не позволять насмешкам и издевательствам вывести вас из равновесия и повлиять на вашу самооценку. Нужно понимать, что это и является целью агрессора. Заставить вас почувствовать себя никчёмным, недостойным, виновным и    т. д. Только так он может почувствовать себя сильным и важным. Не доставьте ему такого удовольствия! 

2. Постараться не реагировать на словесные выпады чрезмерно эмоционально. Сохранять самообладание и спокойствие. Не показывать, что вас это задевает и трогает. 

3. Если есть возможность, избегать мест и ситуаций, в которых преследователь, обычно, на вас нападает. Не оставаться с ним один на один. Стараться минимизировать любое взаимодействие и контакты. 

4. Спокойно, безэмоционально, но твердо и ясно дайте преследователю понять, что он должен прекратить подобное поведение, что вам это не приятно. 

5. Обязательно расскажите о буллинге человеку, которому вы доверяете. Расскажите ему о своей ситуации подробно, не стесняясь, со всеми нюансами. Подобная беседа довольно часто помогает лучше разобраться в ситуации, посмотреть на неё со стороны, проанализировать происходящее, справиться с негативными эмоциями, снять накопившееся напряжение. Близкий человек, со своей стороны, сможет вас поддержать, а возможно, поможет найти выход из сложившейся ситуации и способ прекратить травлю. 

Очень важно, чтобы человек, с которым вы решите поделиться своей жизненной ситуацией, уважительно отнёсся к переживаемым вами эмоциям. Если вдруг, вы столкнетесь с ответной реакцией, в духе: «Ничего страшного, потерпи, все когда-нибудь закончится», «это в порядке вещей, всех травят», «ответь тем же, не будь слабаком», «сам виноват» — это некорректная реакция. 

В этом случае лучше обратиться к специалистам: психологу, социальному педагогу, представителям общественных организаций, занимающихся профилактикой буллинга и дающих квалифицированные консультации и рекомендации. Это возможно сделать даже по горячей линии телефона доверия. Вам обязательно помогут! 

6. Если же речь идет о серьёзной травле с угрозой психическому или физическому благополучию, то может потребоваться обращение в полицию. И стыдиться этого не нужно. Ваше обращение в сложившейся ситуации — это не донос и не стукачество, а способ борьбы за свои права и поиск выхода из сложившейся токсичной, а иногда и опасной ситуации.

Студенческие истории про буллинг в школе

Анастасия Ильина: Летом перед 5 классом я очень сильно поправилась, потому что начался переходный возраст. Я поссорилась со своей лучшей подругой. Когда пришла в школу, мой внешний вид был одной из причин насмешек, а лучшая подруга начала распускать разные слухи, из-за чего половина класса подхватила травлю. Вторая половина класса позже начала проявлять ненависть, когда я не ответила своему однокласснику взаимными чувствами. Гнобили меня также за мою активистскую деятельность. По их мнению, активный человек, отличник – это подлиза, которого нужно за это буллить. Если я сидела за партой, вокруг меня никого не было, даже за соседними. Из-за такого отношения у меня была плохая посещаемость, мне не с кем было общаться в школе. Учителя не обращали на эту ситуацию внимания. Потом я рассказала маме об этой проблеме, что усугубило положение. Мне могли спокойно порвать домашку, закрыть в туалете, спрятать вещи. В 7 классе я уже перевелась в другой корпус, где были ребята-активисты, с которыми было комфортно учиться.

Юлия Кашапова: Меня буллили за фигуру, обзывали всячески, но я обращала на это внимание до определённого возраста. Причем обзывали меня друзья-мальчишки, это было странно: с одной стороны, со мной общались, с другой – травили. Также меня буллили из-за странностей с первого по шестой класс. Я прикалывалась, вытворяла всякую дичь, была неуклюжая, закомплексовала из-за этого. В какой-то момент начала работать над собой, а не винить окружающих, я задумывалась: «Почему ты это терпишь, почему именно к тебе пристают?» И начала отстаивать личные границы, отвечать на подколы, и все само встало на свои места. Я поняла, что я неплохой, интересный, достаточно харизматичный человек, нашла свои козыри, например, чувство юмора. Травля прекратилась, мы повзрослели, я завела много друзей, в общем, эту социализацию я прошла.

Любовь Чупахина: Я всегда была спокойным и позитивный ребенком, лидером в классе, выступала за правду. К нам перевелась девочка, которая уже выглядела, как старшеклассница. К ней потянулись одноклассники. Ей не нравилось, что я была главной, поэтому она начала настраивать всех против меня. Я не была модной, популярной в школе, поэтому меня решили затравить. Мне подкладывали кнопки в обувь, никто не разговаривал со мной, выкрикивали гадости в спину, в общем, сильно гнобили. На меня выливали суп, в соцсетях неизвестные люди обзывали, угрожали. Учителя не замечали этой травли, а я не рассказывала о ней. В 9 классе я перевелась в другую школу, где все было спокойно. 

Также в процессе травли участвуют и агрессоры, в 53% случаев ими являются ровесники, в 21% — старшие ученики.  Интервью с Иваном Тимофеевым, который занимал роль обидчика в школе.

Иван Тимофеев: Когда я в школе учился, состоял в компании гопников. Мы сильно обзывались матом, пеналы прятали, вещи пинали, пацанов заталкивали в женскую раздевалку, чернила проливали на стул. От настроения всегда зависело — если школьники вызывающе, манерно себя вели, мог пристать. Если начинал первый не я, то мне нужно было защищаться и я применял все эти способы, и уже потом продолжал травить. Был пацан в классе, который меня доставал сильно, лез, я его стулом по ногам побил. Если человек не нравился внешне, или он как-то не так разговаривал, я оскорблял таких, потому что мне не нравился его внешний вид. Это было давно, мое самое отмороженное время, 8 класс, когда ты начинаешь думать, что у тебя есть собственное мнение, которое, на самом деле, ничего не стоит. Я был очень нетолерантным, бесчувственным, бестактным гопником. Сейчас я не хочу никого буллить, в этом нет смысла, я стал умнее и старше.

Текст – Мария Фильянова, факультет журналистики ГИТР (группа ДЖ11)

Фото из личных архивов людей, которые давали интервью